До настоящего времени законодательно статус негосударственного судебно-экспертного учреждения не установлен поэтому юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие, именуют себя «экспертными учреждениями», независимо от их организационно-правовой формы и основного рода деятельности, понимая этот термин максимально расширительно. Понятие «негосударственное судебно-экспертное учреждение» впервые использует в своем постановлении Пленум Верховного Суда РФ, издав постановление «О судебной экспертизе по уголовным делам» №28 от 21.12.2010 г. под «негосударственными судебно-экспертными учреждениями…- некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми уставами».
Согласно абзацу 3 ст. 41 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» 73-ФЗ от 31 мая 2001 года, на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами, распространяется действие статей 2, 3, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25.
Согласно сути своего создания и существования, любая коммерческая организация не может выполнять функции, указанные в ст. 2 закона: ни в одном учредительном документе коммерческой организации не указана данная деятельность и не поставлена задача о судебно-экспертной деятельности.
Коммерческие организации преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В уставе организации не указана судебно-экспертная деятельность и соответствующие коды разрешенной экономической деятельности для организации отсутствуют, а, следовательно, результаты деятельности по производству судебной экспертизы не могут быть допустимым доказательством по делу. Нарушение ст. 7 о независимости эксперта.
Работник коммерческой организации не имеет права приступать к производству экспертизы, поскольку он зависит от организации, целью которой всегда и без исключений является извлечение прибыли. Назначение судами проведения судебной экспертизы коммерческим организациям нарушает права этих юридических лиц, что идет в нарушение принципов судебно-экспертной деятельности, согласно ст. 4 Федерального закона. Согласно абзацу 4 ст. 6 назначение судами проведения судебной экспертизы коммерческим организациям может быть обжаловано любым лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 16 эксперт не вправе принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя судебно-экспертного учреждения, каковым любая коммерческая организация не является.
На основании выше изложенного, коммерческими организациями реализация судебно-экспертной деятельности на территории Российской Федерации неосуществима ввиду невозможности соответствия Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» 73-ФЗ от 31 мая 2001 года.
Другими словами, документов, подтверждающих осуществление любым ООО экспертной деятельности у этого ООО нет, поэтому они не могут быть представлены суду для подтверждения такой деятельности.
Поэтому поручение и проведение судебной экспертизы коммерческой организации, не имеющей статуса судебно-экспертного учреждения, является нарушением процессуального законодательства, влекущим к признанию заключения эксперта недопустимым доказательством по делу.
Некоммерческие организации не имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками (учредителями). В уставе любой судебно-экспертной некоммерческой организации указана основным видом деятельности судебно-экспертная деятельность.